ProBP.ru - бизнес план для профессионалов!
professional
Business Planning
  v 5.7
Основы планирования
Структура бизнес-плана
Разделы бизнес-плана
Примеры бизнес-планов
Стандарты бизнес-планов
Программы
Технико-экономическое обоснование
Книги о бизнес-планировании
Инвестиции, поиск инвесторов
 
 
Бизнес-планОсновы бизнес-планирования → Среднесрочное планирование на предприятии

Среднесрочное планирование на предприятии


Среди множества проблем управления предприятием, чаще всего встречаются упоминания о сложностях планирования. Планирование в целом, можно разделить на три вида.

Стратегическое – постановка масштабных целей в деятельности предприятия и определение основных путей ее достижения.

Среднесрочное – разработка конкретных мероприятий, по средствам которых, будет достигнута главная (стратегическая) цель.

Оперативное планирование – детальная проработка предстоящих мероприятий.

Данный материал посвящен среднесрочному планированию как наиболее важной части в общей структуре управления организацией. Постановкой конечной цели развития (разработкой стратегии) высшее руководство организации занимается редко. Так как велики масштабы, а вот среднесрочным планированием управленческие кадры занимаются повсеместно. Потому что инструмент, по средствам которого будет достигнута цель, выбрать сложнее, чем поставить саму цель. И цена ошибки в выборе пути достижения цели так же велика, как и неправильная постановка итоговых ориентиров развития.

Планирование деятельности в среднесрочном периоде (год-полтора года) представляет собой основу для создания оперативного бюджета – росписи текущих денежных доходов и расходов организации. Оно является обязательным в системе финансового управления в организации: распределение доходов, разработка плана расходов, составление графиков платежей и основ планирования будущей прибыли.


Задачи среднесрочного планирования

  1. Создание основы деятельности организации – плана, отражающего как производственную, так и финансовую деятельность.
    В рамках решения этой задачи, выясняется возможность осуществления плановых показателей производства с точки зрения возможности их достижения при имеющихся денежных средствах. По среднерыночной стоимости оцениваются стоимостные показатели (себестоимость, цена реализации единицы продукции, торговая наценка, стоимость основных средств, как основа формирования амортизационной стоимости и налога на имущество); и порядок расчетов с покупателями и заказчиками (размер взысканий при невыполнении условий договоров, возможные скидки, отсрочки платежей, как выставленные другим организациям, так и предлагаемые нам). Производится оценка возможности изменения плановых производственных показателей, исходя из текущего положения дел на рынке, возможным расширением производства или его сужением. В случае отсутствия необходимой суммы денег для производства запланированного объема продукции, приступают к поиску источников дополнительного финансирования (кредиты, отсрочка платежа, рассрочка, перевод долга, финансирование под уступку требования и другие привлечения денежных средств). Результатом работы по решению данной задачи должен стать план производства и финансирования деятельности организации сроком на год. В нем будет установлен необходимый объем продукции, который нужно произвести, раскрыты источники привлечения денежных средств (при их нехватке), условия на которых продукция или услуга будет реализовываться заказчикам\покупателям (длительность контракта, цена реализации, штрафные санкции или меры поощрения за проведение платежей в установленные графики).

  2. Анализ альтернатив.
    Решения, принимаемые по использованию денежных средств влияют на деятельность организации в целом. Силу этого влияния необходимо оценить для того, чтобы избежать совершения рискованных сделок или пересмотра их условий, рассматривая цепь взаимоотношений «покупатель-производство-поставщик-государство-финансовые ресурсы». При рассмотрении такой взаимосвязи, создается «ситуационный» план финансовой деятельности. Он используется для оценки последствий управленческих решений: подтверждает или опровергает их. В целом, в любой организации существуют скрытые ресурсы для оптимизации различных процессов: неучтенные основные средства или материалы, неправильно обрабатываемая задолженность как дебиторская, так и кредиторская, неиспользуемые земельные участки или основные средства и т.д. Такие «внутренние резервы» можно выявить при составлении росписи денежных доходов и расходов организации. В результате ничего не покупая и не привлекая денежные средства со стороны (а возможно просто минимизируя расходы на привлечение денежных средств или покупку средств производства), разрабатываются пути повышения эффективности как производственной, так и сбытовой деятельности.


Воплощение в реальность

С точки зрения среднесрочного планирования, организация рассматривается целиком, как единица экономических отношений. Строится ее модель, отражающая как внутренние процессы организации, так и объекты внешние, с которыми происходит взаимодействие.

Модель предприятия выглядит следующим образом: Финансовая модель предприятия

Разобрав схему построения финансового плана, получаем основы для составления плана финансово-хозяйственной деятельности. Итогом такого планирования станет набор финансовых и натуральных показателей: объем производства, срок производства единицы продукции, ее себестоимость, срок оборота дебиторской\кредиторской задолженности, доля прибыли в затратах, рентабельность и прочее. Все это располагается на страницах отчетности.

  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2 стандартной отчетности ГосКомСтата) – отражается прибыльность основной деятельности организации, размер себестоимости и выручки.
  • Отчет о движении денежных средств – отражает источники финансирования и их удельный вес в общем объеме финансов.
  • Отчет о движении капитала – раскрывает структуру имущества и источников его формирования.
  • Дополнительные формы – используют для уточнения других особенностей ведения производства и продажи. Например, справка о налогах и сборах, аудиторское заключение, пояснительная записка и так далее.

Существует две противоположных модели предприятия, используемых для оценки финансового плана.
  1. Комплексная модель (укрупненная). Все данные отчетности группируют и объединяют по разделам (денежные средства, активы, капитал и т.д.). Проводить анализ с помощью такой модели просто и оперативно. Сгруппировав статьи отчетности, приступают к их аналитике. Анализ подобных данных бессмысленно проводить глубоко, так как велика доля погрешности. Используют подобную модель, в основном, внутри предприятия для принятия каких-то конкретных решений по направлениям связанным с укрупненным разделом целиком. То есть, если укрупненная модель показывает на недостаток основных средств в общей доле имущества, то по данным такой модели невозможно установить чего именно не хватает нематериальных активов или земельных участков. Ясно только что в целом раздел стоит увеличить, иначе, например, размер уставного капитала превысит сумму активов и организацию придется реорганизовывать (менять организационно-правовую форму) или ликвидировать.
  2. Модель, основанная на использовании в аналитику прямых исходных данных (углубленная). По средствам этой модели можно установить детально сильные и слабые стороны ведения бизнеса. Рассчитываются конкретные коэффициенты, по значениям которых однозначно делаются выводы хорошо или плохо организован исследуемый процесс. Сложность заключается в том, что коэффициентов для исследования как и методик в целом, не один десяток. Разные пользователи отчетности могут использовать расчет разных коэффициентов и получить разные показатели из одной и той же отчетности. Это сильно усложняет процесс приведения аналитического анализа по отчетности организации. Данная модель показывает, какую-то конкретную деталь, но не картину в целом. Зная, например, срок оборота дебиторской задолженности, мы не знаем каких она размеров относительно стоимости всей организации, что ограничивает возможность использования данной модели как единственной правильной и достоверной. Единицей данных, используемых для построения такой модели, является одна строка в отчетности. Непосредственным превращением отчетности в модель занимается специальное программное обеспечение. И это еще один минус, так как фактически, на рынке программных продуктов программное обеспечение для проведения углубленного анализа отчетности организаций стоит очень существенно.

Но, с другой стороны, использование в документообороте и учете отчетности автоматических учетных систем, значительно упрощает как аналитическую работу по отчетности, так и понимание отчетности разными подразделениями. Отчеты становятся единообразно оформлены и унифицированы.

Для составления реального представления о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, как правило, пользуются сводной моделью, составленной по результатам моделей рассмотренных как «укрупненная» и «углубленная». Делается это по тому, что ни одна из них в отдельности, не может показать текущего положения дел объективно, соответственно, руководство не сможет сформировать среднесрочный план – неизвестно что отделяет организацию от стратегической цели. Применив же данные, как укрупненного анализа, так и детального по строкам баланса руководство может сформировать требования по определению важнейших направлений и пунктов для рассмотрения при среднесрочном планировании.


Предел использования

Под создание модели часто пытаются подвести учет и анализ всей первичной и сводной документации. Это приводит к лишним затратам на обслуживание сложнейшего программного продукта, в который нужно заложить детально все данные касающиеся производственно-сбытовой деятельность. Происходит это от неуемного желания отделов планирования свести «план» и «факт» без погрешности. Якобы, если процесс производства идет по нормативу, то заложив всю отчетность в программу, получим глубинный, детальный анализ текущей деятельность абсолютно без отклонений. В реальных условиях такое приведет только к росту расходов на содержание штата аналитиков и стоимость такого программного продукта. Расхождение факта и плана не всегда отрицательно характеризует качество планирования. В среднесрочном планировании сложно предусмотреть все возможные риски потерь и получения выгод. Например, отмена таможенных пошлин, срыв поставок, вынесение решения суда об удовлетворении иска и прочее. Поэтому, при составлении расчетов, для повышения их достоверности применяют определенные «допущения» или «ограничения».

Например, существовало убыточное предприятие с большой долей дебиторской задолженности и соответственно малым количеством денежных средств для расчетов. Без «живых» денег добиться прибыльности от бизнеса невозможно. В данной ситуации, большую долю дебиторской задолженности установили укрупненным анализом, а недостаток денег для расчетов углубленным. Таким образом, рассмотрев несколько вариантов сценариев, позволило перевести дебиторскую задолженность по средствам экономических преобразований (уступки права требования, финансирования под уступку права требования, перевода долга и новации) в наличность на счетах организации, что стабилизировало финансовое положение фирмы и способствовало установлению практики постоянных расчетов с поставщиками «живыми» деньгами. Подобный пример в чистом виде демонстрирует использование большей эффективности от использования разных моделей среднесрочного планирования для решения задач анализа вероятных сценариев развития событий.


дата публикации: 01.03.2009 автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru

Примеры бизнес-планов ↓
Бизнес план салона красоты

Бизнес план открытия магазина

Бизнес план создания предприятия

Бизнес план открытия ресторана

Бизнес план автосервис

Бизнес план парикмахерской

Бизнес план свадебного агентства

Бизнес план транспортной компании

Бизнес план аптеки

Бизнес план медицинского центра

Бизнес план солярия

все примеры →

примеры РЕАЛЬНЫХ бизнес-планов в pdf
Материалы для скачивания ↓

Макет бизнес плана

Пример финансового плана
Поиск по сайту ↓

  Нравится
 
        Популярное:
        Новое на сайте:
 

Стандарты:

Программы:

Примеры:

Стандарты TACIS
Стандарты, разработанные ЕС в целях оказания помощи в ведении и организации своего дела.

Стандарты UNIDO
Самые распространенные стандарты, общепринятые у большинства банков.

Стандарты ЕБРР
Стандарты структуры разработанные Европейским банком реконструкции и развития.

Программа "Business Plan PL"
Простая программа для разработки, которую может освоить каждый.

Программа "COMFAR"
Программа создан компанией UNIDO, поэтому полностью соответствует данной методике.

Программа "Project Expert"
Самая функциональная и удобная программа. Для профессионалов в планировании.

Салон красоты
Экономика открытия салона красоты на примере заведения в 200 кв. метров.

Ночной клуб
Рекомендации по открытию ночного клуба - идея, оборудование, раскрутка.

Бизнес на автосервисе
Анализ рынка, рекомендации по старту, финансовые расчеты открытия автосервиса.

 

основы планирования   |   стандарты   |   бизнес-планирование — FAQ   |   примеры бизнес-планов   |   структура   |   технико-экономическое обоснование
программы   |   книги о бизнес-планировании   |   бизнес-планы по разделам   |   каталог консалтинговых компаний   |   каталог инвестиционных компаний
о проекте   |   реклама |   карта сайта
© 2007–2012, ProBP - о бизнес-планировании объективно.
При использовании материалов сайта, ссылка обязательна!
Protected by Copyscape Web Plagiarism Scanner