|
|
|
professional
Business Planning
|
|
v 5.7
|
|
|
|
|
|
Бизнес-план → Основы бизнес-планирования → Как правильно оформить бизнес-план
Как правильно оформить бизнес-план
Составить грамотный бизнес-план - это половина успеха. Для достижения положительных результатов важно не только детально проработать все аспекты, но и правильно оформить бизнес-план и выгодно его подать. Оформлению часто не придается особого значения - и напрасно. От того, как бизнес-план оформлен, зависит первоначальное впечатление от бизнес-плана. Надо ли говорить, что людям свойственно доверять своему первому впечатлению.
Бизнес-план должен представлять собой сброшюрованный документ. Стоит следовать стандартным требованиям к оформлению подобного рода отчетов.
Оформляем титульный лист
Информация о компании:
- краткая характеристика деятельности;
- название предприятия;
- организационно-правовая форма;
- предполагаемый или действительный юридический адрес;
Информация о составителе:
- фамилия, имя, отчество;
- паспортные данные и регистрационный номер;
- номер телефона;
- дата составления документа.
При оформлении бизнес-плана по возможности следуйте рекомендованной последовательности расположения разделов - об этом читайте в разделе стандарты бизнес-планов. Подробное описание содержания этих разделов и рекомендации смотрите в разделе структура бизнес плана.
Но в одном можно отойти от стандартов - начните описание с выводов. Очень многие инвесторы и люди принимающие решение будут выискивать в документе и читать именно выводы. Упростите им жизнь - продублируйте их в начале документа. Выводы можно написать в разделе "резюме" - они там будут лаконично смотреться.
Объем разделов тоже не должен быть слишком большим - следуйте общим методическим рекомендациям. Все финансовые таблицы должны быть правильно заполнены. Уделите этому свое внимание, так как в противном случае бизнес-план может даже не быть принятым к рассмотрению. Все положения по возможности проиллюстрируйте диаграммами, рисунками, схемами, графиками. Лучшая таблица - это диаграмма! Всю вспомогательную информацию лучше вынести в приложения к документу.
Избегайте излишней эмоциональности и пространственных описаний. Не будьте многословными - памятуйте об изречении, гласящем, что краткость - сестра таланта. Аргументируйте все утверждения и положения цифрами и фактами из проверенных источников. В то же время язык документа должен быть четким, ясным и понятным. Не перегружайте бизнес-план техническими и профессиональными терминами - это затрудняет его чтение и понимание. Но, естественно, финансовая часть должна содержать стандартную терминологию, понятную всем. В конце каждого раздела сделайте резюме, в котором опишите кратко выводы, которые можно сделать из раздела.
Нет смысла говорить, что бизнес-план подается в напечатанном виде. Активно используйте заголовки и подзаголовки, отдельно сделанные выводы. Выделяйте их при помощи жирного или курсивного шрифта, подчеркивания. Каждая глава должна начинаться с новой страницы - это делает документ красивым, легко читаемым и удобным для изучения.
Если вы не пользовались при составлении бизнес-плана специализированными программами, то работать над оформлением бизнес-плана лучше в в текстовом редакторе MS Word. Предпочтительнее всего стандартный формат страницы А4; шрифт Times New Roman и масштаб шрифта 12, межстрочный интервал 1,5. Делайте интервалы между абзацами.
Бизнес-план надо сброшюровать (не скрепить степлером, а именно сброшюровать) и поместить в красивую но строгую папку для документов. Если вы планируете отправлять документ, а не вручать его лично, то получившуюся книжицу необходимо поместить в специальный почтовый конверт, подписать и отправить с курьером мнвесторам.
Резюмируем все рекомендации:
- На титульном листе напишите информацию о компании и о составителе;
- В разделе "резюме" напишите общие выводы по бизнес-плану;
- Тело документа должно состоять из логичных разделов и подразделов;
- Будте кратки, "не лейте воды";
- Используйте графики и диаграммы;
- Не перегружайте бизнес-план техническими и профессиональными терминами;
- Уделите внимание форматированию текста - заголовки, абзацы, курсив и т.д.;
- Аккуратно сброшюруйте документ;
Закончим тем, с чего начали: оформление бизнес плана половина успеха.
Смотрите также: 10 вещей, обязательных для обложки бизнес-плана.
дата публикации: 01.03.2008 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|
|
|
|