Написание бизнес-плана
Применение творческого подхода необходимо даже в таком строгом деле, как составление бизнес-плана. Хотя строгих требований для этого не существует, имеется ряд общих рекомендаций, использование которых поможет вам составить подобный документ максимально грамотно. Рассмотрим, прежде всего, какие составные части должен в себя включать правильно составленный бизнес-план.
- Вводная часть;
- Обзор ситуации на рынке и краткая характеристика будущего бизнеса;
- Описание внедряемого предмета либо услуги;
- Анализ сбытовой политики и предполагаемых мероприятий в области маркетинга;
- Общий план производства;
- Организационные мероприятия, которые вы намерены проводить;
- Данные относительно финансов;
- Расчет эффективности производства;
- Риски и возможности их преодоления.
Рекомендованные пункты, которые должны присутствовать в бизнес-плане:
-
Вводная часть, это ваш бизнес-план в сокращенном, урезанном варианте. Эта часть очень важна, поскольку именно на нее обычно обращают внимание свое потенциальные кредиторы. Поэтому в данной части вы должны четко прописать все важные моменты: требуемая сумма внешних заимствований, период, в течение которого вы планируете их вернуть, имущество, являющееся залогом возврата вложенных денег либо человек, выступающий поручителем возврата. Кроме этого, здесь должен быть отражен размер внутренних инвестиций в ваш проект. Если же у проекта имеются несколько внешних инвесторов, целесообразно их всех в этом пункте перечислить.
-
Характеристика самого предприятия и той отрасли, в которой оно функционирует - в этом параграфе перечисляются основные экономические характеристики предприятия, прямым образом относящиеся к новому проекту: экономические показатели его работы, состав работников предприятия, имеющиеся у компании перспективы, ее основные достижения.
-
Краткая характеристика нового продукта - здесь описываются особенности новинки, ее отличительные черты, дающие ей преимущество над продукцией, производимой конкурентами. Также указываются новаторские технологии производства, применяемые при ее изготовлении. Приводимое описание понятно должно быть не только узкому кругу специалистов. Следует перечислить достоинства, которыми обладает новый продукт и продемонстрировать, что в будущем его характеристики могут быть усовершенствованы соответственно требованиям и изменениям рынка.
-
Политика сбыта и маркетинг - здесь должны быть приведены факты, которые заставят потребителей отдавать предпочтение приобретению именно вашего товара либо услуги. Перечислите также, какие рекламные мероприятия планируете вы проводить для продвижения вашего продукта на рынке. Желательно посмотреть активность конкурентов и составить свой примерный медиаплан. Вполне возможно бюджеты, которые необходимо будет потратить, вас неприятно удивят.
-
Производственный раздел - здесь приводится отчет о существующем либо планируемом производстве, отражаются пути оптимизации существующего уже производства под новое, описываются особенности поставок необходимого сырья либо ингредиентов, для производства нового изделия, предполагаемые сроки поставки его в торговую сеть и пр.
-
Организационные мероприятия - в данном пункте указываются данные о разработчиках проекта, а также о людях, которым предстоит заниматься внедрением данного проекта. Если вы уже видите кто будет занимать ключевые позиции в вашем новом бизнесе, будет не лишним это написать. В конечном итоге, бизнес делают конкретные люди и от них очень сильно зависит успех.
-
Финансовые данные - в данном пункте перечисляются главные финансовые аспекты: расходы при выпуске новой продукции, расчет требуемых финансовых поступлений, источники этих поступлений, расчет себестоимости изделия, движение наличных средств, ожидаемая вами прибыль и пр. В данном пункте также дается характеристика потенциальной направленности данного продукта и проводится анализ предполагаемой эффективности нового проекта.
-
Возможные риски и способы их преодоления - анализируются риски, присутствующие на рынке, обозначаются гарантии, которые получат потенциальные внешние инвесторы.
Подводя итого всему вышесказанному, можно сказать следующее. Описать свой будущий проект необходимо придерживаясь приведенной структуры. Но порядок разделов, их содержание, связанность и приоритетность - остается на усмотрение автора документа.
Если для реализации проекта необходимы внешние инвестиции, то прежде чем составлять документ, необходимо выяснить у потенциальных инвесторов (будь то бизнес-ангелы, конкретные банки или другие финансовые организации) каких стандартов необходимо придерживаться. Если бизнес план составляется не для получения кредита в банке, а для оценки самой бизнес-идеи и принятия решения о целесообразности, то составлять документ можно вообще не придерживаясь ни каких правил и стандартов. При этом, чем более инновационная ваша идея бизнеса, тем менее формальным может и должен быть ваш план.
дата публикации: 23.09.2012 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|
|
|