Бизнес-план → Основы бизнес-планирования → Составляем пробивной бизнес-план
Составляем пробивной бизнес-план
Начинать составлять бизнес-план никогда не рано. Не стоит оттягивать это дело до последнего, ведь работа над этим документом требует сосредоточенности и не любит спешки. Кроме того, написание детального бизнес-плана зачастую помогает глубже понять стратегию развития, и по ходу исправить недочеты, на все это тоже требуется время. Серьезная работа над бизнес-планом, например, помогает лучше познакомиться со своими конкурентами: многие начинающие бизнесмены, начиная этот раздел бизнес-плана, понимают, что они не имеют понятия своих конкурентах, объеме их бизнеса, основных приемах работы и т.д. Детальное изучение этих вопросов тоже отнимает немало времени.
Естественно, подсмотрев у конкурентов хорошую бизнес-идею, которую можно было бы применить и в вашем бизнесе, вы захотите изменить свою стратегию, внести в нее дополнения, улучшения, уточнения. В итоге время, потраченное на работу над бизнес-планом, как минимум, утраивается. Не оставляйте это сложное дело на потом, начните как можно быстрее!
Схема бизнес-плана не должна быть слишком сложной. Если есть такая возможность - лучше упростить ее, разбив на несколько более простых элементов, улучшив таким образом не только восприятие картины, но и упростив себе работу - теперь не нужно описывать все сразу, сбиваясь с одной мысли и перескакивая на другую - все можно делать последовательно, описывая лишь фрагмент общей картины.
Вот посмотрите - так работать намного проще. И теперь не нужно бояться огромного вала работы, и каждый раз откладывать ее на потом - можно каждый день делать небольшие фрагменты работы, потихоньку завершая работу над объемным, и, на первый взгляд, пугающим бизнес-планом. Можно пойти и по другому пути - закрыться в кабинете и постараться осилить всю работу сразу... Кстати, у вас есть в кабинете душ? Если нет - плохо, ведь, пытаясь осилить сразу все, придется серьезно попотеть!
Не пренебрегайте оформлением. Все средства хороши - цветные диаграммы, различные шрифты - выделяйте важное, ключевые моменты, помогите тому, кто будет это читать, сориентироваться, что важно, а что - нет. Так проще не только донести свои мысли, но и самому ориентироваться в своем же документе. Сделайте так, чтобы с вашим документом было приятно работать, приятно его читать и просто взять в руки!
Согласитесь, что сложно стать писателем, не прочитав ни одной книги. Писателями, как правило, становятся люди, которые много читают. То же самое касается и составления бизнес-плана. Перед началом работы просто необходимо прочитать несколько подобных документов, проникнуться стилем, понять структуру и т.д. Обращайте внимание на стиль, последовательность и способ изложения идей, мыслей и т.д. - все это нужно будет применить в вашей работе, чтобы составить собственный бизнес-план, который не только должен быть написан грамотно, доносить определенную информацию, но и соответствовать представлениям о подобного рода документах.
Кстати, продолжая тему писателей, хочу отметить еще одну особенность. Какой бы ни была работа - сложнее всего начать писать. Писатели тоже не всегда начинают с начала, а выбирают те эпизоды, которые прорисовываются лучше других, и начинают с них, затем планомерно заполняя пробелы в повествовании. Попробуйте и вы этот способ - начните с того, в чем вы ориентируетесь лучше всего. Если вы хорошо разбираетесь в маркетинге - начните с этого, можно также начать с рассказа о технической стороне дела, или о компании, о том, какой она вам видится через несколько лет... Главное - начать, а дальше будет проще, ведь часть пути уже пройдена, и с каждым шагом остается все меньше! Уже выполненная часть работы будет постоянно напоминать о том, что не так страшен черт, как его малюют.
Кстати, часто возникающая ошибка - само отношение к бизнес-плану. Многие пытаются оттянуть это дело на конец рабочего дня, когда все остальные дела сделаны, или делают это в неурочное время, дома, на выходных и т.д. Важно понимать, что это - такая же работа, как и все остальное, и уделять ей полноценную часть рабочего времени. Если работа не позволяет уделять по часу каждый день на написание бизнес-плана, лучше приходить в офис на час раньше, и уделять именно это время, когда вы полны сил и энергии, когда вас никто не отвлекает, написанию бизнес-плана.
Почти все, когда либо пытавшиеся писать бизнес-план, вспоминают о том, что впоследствии первые попытки вызывали смех - несвязные мысли, обрывки идей. Не стоит разочаровываться и бросать начатое. Главное, что есть эти наброски, а привести их в удобочитаемый вид - дело техники. Не нужно стремиться сразу достичь идеала - отложите написанное на пару дней, потом вернитесь, и перепишите эту часть, упорядочивая мысли и идеи. Если этого недостаточно, через некоторое время повторите процедуру.
Возможно, у вас возникнет нужда поместить в бизнес-план часть, посвященную правовой защите вашего документа. Как правило, к этой работе привлекается юрист предприятия, или юрист-аутсорсер, но в этом деле, чаще всего, ничего сложного нет.
Нужно лишь отразить следующие моменты:
- риски. Отметьте, что вы не отвечаете за недостижение результатов, не прогнозируемых в бизнес-плане;
- конфиденциальность. В это понятие входят, как правило, защита от неправомочного копирования третьими лицами, распространения ими документа, нераскрытие информации, изложенной в документе, без разрешения автора.
- укажите, что бизнес-план не может быть использован как ценная бумага.
Пожалуй, нужно отметить еще один момент - бизнес-план вполне может отражать личность своего создателя. Не обязательно писать обезличенные, сухие бизнес-планы, можно сделать его индивидуальным, передающим индивидуальность не только вашу, но всего управляющего персонала, индивидуальность бизнеса, которым вы занимаетесь. Вполне естественно, когда бизнес-планы компании, занимающейся шоу-бизнесом, и крупной промышленной компании, разнятся по стилю изложения - это индивидуальность.
Еще одни сложный момент - это фантазия, воображение. Человек, который пишет бизнес-план, выполняет ту же работу, что и писатель-фантаст - описывает то, чего нет, но вполне может быть. Естественно, для того, чтобы выполнить эту работу, нужна определенная доля воображения.
Если для писателя-фантаста работа воображения - профессиональный навык, но у нас с вами это не так просто. Иногда нужно это самое воображение одергивать, а иногда - подхлестывать. А между тем, даже у маститых писателей бываю периоды, когда воображение лучше оставить в покое, не мучить свою фантазию понапрасну. Писатель в периоды, когда его муза изменила ему, просто не может работать.
И если у писателя - контракт, заказ, издатели стоят над душой и в кармане истаивают остатки аванса, у нас с вами есть время. Ведь мы договорились начать работу заблаговременно, с учетом именно таких задержек, не так ли? А значит, встав перед каменной стеной, не имея возможности писать дальше, не нужно впадать в панику. Можно писать несколько медленнее, потратить некоторое время на составление общей схему, картины, планирование работы над бизнес-планом. Возможно, выполняя эту работу, вы увидите участок, который могли бы описать именно сегодня, не откладывая в долгий ящик? Хотя бы пару слов по теме, а там, может, процесс пойдет сам собой.
Не забывайте, что хороший бизнес-план должен, в числе прочих преимуществ, показывать инвестору человеческий фактор. Расскажите о том, какие специалисты у вас работают, упомяните их опыт работы, образование. Важно дать понять, что имеющиеся в вашем распоряжении работники справятся с поставленными перед ними проблемами, что ваша компания не ощущает кадрового голода, у вас есть инициативные и талантливые работники.
Если таких людей нет - расскажите о собственных успехах, о занимаемых должностях, о том, чего вы добились на предыдущих должностях, что могло бы вам помочь в ведении бизнеса. Не бойтесь хвастать - расскажите о своем опыте руководства, увеличении прибыли, возврате вложений и т.д. Такие вещи вызывают доверие человека, читающего бизнес план, к его составителю.
Кроме того, говоря об индивидуальности, нужно не забывать и о изрядной доле энтузиазма, которая должна быть в любом успешном бизнес-плане. Постарайтесь заразить своим энтузиазмом человека, который будет читать ваш бизнес-план. Однако, в этом деле желательно все же обойтись без фанатизма - специалисты всегда понимают, когда им вешают лапшу на уши, ваш энтузиазм должен находиться в четких границах, и не преступать определенной грани.
Эту грань вы должны определить сами - ограничьте свой энтузиазм ровно настолько, чтобы ваш бизнес-план был бы не сухим техническим документом, и в то же время не напоминал рыночную торговку, расхваливающую на все лады свой товар - всего должно быть в меру! Все же, постарайтесь увлечь своего читателя, оставаясь при этом в рамках реальности.
Еще один вопрос - степень компетентности человека, который будет читать ваш бизнес-план. Естественно, что не боги читают бизнес-планы, и всего не может знать ни один человек. При этом в финансовой сфере ваш читатель, безусловно компетентен, но технические знания у него вполне могут хромать. Хороший финансист и не должен иметь понятие о технологии машиностроения, сопромате и многих других вещах, которые, может быть, кажутся вам само собой разумеющимися.
Поэтому постарайтесь, не перегружая свой бизнес-план техническими тонкостями, все же в общих чертах дать понять читателю суть своей идеи. Делать это следует максимально простым языком, по возможности так, чтобы мог понять и ребенок. То же самое касается и рынков сбыта и огромного количества другой информации - даже если ваш читатель подкован в этом вопросе, извлечение из памяти нужных цифр может стать непосильным напряжением. Просто дайте их ему, как само собой разумеющееся, рассказывая, например, о рынке сбыта, который вы планируете завоевать, о конкурентах, и т.д.
Не забывайте и о таком важном разделе, как учет возможных рисков. Даже самый безупречный бизнес не застрахован от неудачи, поэтому в бизнес-плане нужно указать подводные камни, о которые может разбиться ваш корабль бизнеса. Кстати, качественный анализ рисков показывает ваш высокий уровень подготовки к будущим испытаниям, так что уделите этому вопросу максимум усилий и времени.
В самом общем случае, инвестор, рассматривая бизнес-план, старается сразу определить, насколько рискованным будет вложение, и соответствующий раздел бизнес-плана поможет ему определиться, к какому виду вложений отнести ваш случай: лежит ли он в области высокого риска или риск в вашем случае не выходит за пределы нормы. В первом случае, естественно, прибыль, которую захочет получить инвестор, будет намного выше.
Тщательно проработанный раздел бизнес-плана, посвященный рискам - отличный аргумент во время переговоров, касающихся вашего бизнеса. Рассмотрев подобный бизнес-план, инвестор поймет, что вы готовы к таким переговорам и трезво смотрите в будущее. Предоставьте инвестору гарантии возврата его капитала - и будущий контракт у вас в кармане.
Естественно, все возможные риски описывать нет никакого смысла. Определите лишь наиболее вероятные из них, и составьте четкий и структурированный прогноз. Расположите риски по вероятности их возникновения, самые опасные ситуации опишите первыми. Составить четкое и логичное описание рисков поможет классификация по источникам возникновения: это хозяйственные риски, риски, возникшие в связи с человеческим фактором, и риски, в основе которых лежат природные явления.
Кроме того, по причинам возникновения различают такие риски: риски, связанные с неопределенностью будущего, непредсказуемостью партнеров и возникающие от недостатка информации.
По типам различают также коммерческие, производственные и финансовые риски. Коммерческий риск возникает в процессе реализации товара или услуги. Может возникнуть, например, ситуация, когда в связи с изменением конъюнктуры рынка или по другим причинам, падает спрос на определенные товары или услуги. Именно такие риски считаются коммерческими.
Финансовые риски возникают при общении с банками, кредиторами и т.д. Степень финансового риска определяется соотношением между собственными и заемными средствами. ведь возможна ситуация, когда по каким-то причинам прекращается кредитование, ужесточаются его условия, и при недостатке оборотных средств останавливается производство. К финансовым рискам можно также отнести и риски, связанные с инфляцией.
Производственные риски, как понятно из названия, возникают в процессе производства. Сюда относят возможные сбои в работе предприятия, риски неполучения средств за отгруженные товары или предоставленные услуги, возврат или отказ от продукции, повышение затрат на производство, связанное с изменениями в законодательстве, увеличением отчислений, повышением цен на комплектующие, товары, материалы, социальными факторами.
Кстати, составление подобного списка рисков позволяет собственнику трезво взглянуть на вещи - многие до этого этапа даже не представляли себе, насколько подвержен их бизнес рискам, и соответственно, не имели стратегии защиты от подобных неприятностей. В первую очередь это касается финансовых рисков - увеличивая оборотный капитал предприятия за счет займов, кредитов и т.д., руководитель не всегда понимает, что это риск, и риск немалый.
дата публикации: 11.06.2009 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|