Бизнес-план → Инвестиции → Инвестиции и бизнес-планирование
Инвестиции и бизнес-планирование
Каким требованиям должен отвечать современный бизнес-план для одобрения его инвесторами? Как подойти к составлению бизнес-плана?
Крупные современные российские компании зачастую пробуют привлекать инвестиции зарубежных инвесторов. И не всегда это получается. Ссылаться на экономическую и политическую ситуацию в стране уже не актуально и так называемый инвестиционный климат в порядке. А проблема кроется в не правильном составлении и использовании бизнес-планов. А конкретно внутрифирменное управление, о котором редко кто помнит при бизнес-планировании.
Чего не нужно делать, привлекая инвестиции
Заказывая разработку бизнес-плана у сторонней компании будьте готовы к тому, что в последний момент, когда работа уже сдана и деньги за бизнес-план заплачены, вам понадобится что-то изменить или добавить в ваш бизнес-план по требованию инвесторов. Некоторые методики, по которым работают консалтинговые компании, сложны и лишены гибкости. Поэтому сами вы внести изменения вряд ли сможете. Разберитесь в методике составления бизнес-плана или договоритесь с консалтинговой компанией о сдаче проекта после рассмотрения бизнес-плана инвесторами.
Формула бизнес-планирования
Многие российские бизнесмены полны заблуждений относительно бизнес-планирования. Некоторые считают, что инвесторы и без бизнес-плана дадут деньги, другие говорят "бизнес-план нам не к чему, нам нужны деньги" (что является наследием совковых времён). А инвестор, конечно, видит всё по-другому если бизнесмен смог составить грамотный бизнес-план, значит и бизнес этот запустить он сможет. Так же, как показывает практика, готовый бизнес-план часто отрезвляет и корректирует показатели. Например, если идея показывала прибыль в 300%, то бизнес-план выдаст более реалистичный прогноз 30%. Тогда вы понимаете, что минимум, который требует западный инвестор в 30-40%, вы не достигните и инвестиций вам не видать. Российские банки требуют ещё большую прибыльность бизнеса, на уровне 50 процентов.
Конечная задача бизнес-плана показать инвесторам и увидеть самим, как инвестируемые деньги превратятся в ещё большие деньги. То есть, ещё до того как деньги будут вложены в бизнес-проект, инвестор должен увидеть будущие прибыли. Второстепенной задачей бизнес-плана можно назвать перевод вашей бизнес-идеи на понятный инвестору язык.
Казалось бы всё просто. Но инвестиций нет, хотя бизнес-планы составляются. Некоторые консалтинговые компании берутся за составление бизнес-планов процент от объёма предоставленных инвестиций. Такие компании сегодня редко бывают успешными инвестиций нет. Есть мнение отдельных специалистов, которые считают, что для успешного взаимодействия с инвестором необходимо работать не с одной консалтинговой компанией, а с двумя. Первая из них взаимодействует непосредственно с инвестором её инвестор должен доверять, а вторая с заказчиком. Как покажет себя такой подход при составлении бизнес-планов покажет время.
Идеальной является ситуация, когда консалтинговая компания просто формализует бизнес-идею предпринимателя, перенося её на бумагу и описывая в соответствии со стандартами принятыми в западных инвестиционных компаниях. Но на деле, приходится фактически самим прорабатывать идею и формулировать недостающие моменты в бизнес-плане. Но это не главная проблема. Основной проблемой является то, что современные российские руководители и бизнесмены не в состоянии реализовать готовый, хороший бизнес-план. Зачастую сотрудники консалтинговой компании до последнего момента стараются не сталкивать друг с другом инвестора и руководителя (бизнесмена), так как при встрече инвесторы просто поражаются некомпетентности российских руководителей, их неспособности к грамотному менеджменту и руководству реализацией бизнес-проекта.
Стоит отдельно отметить тесную связь между бизнес-планом и бухгалтерией. Современная российская бухгалтерская система не отвечает требованиям западных инвесторов, так как зачастую не видит различий между прибылью и разницей между доходом и расходом, нет понимания того, что инвестор ждёт приращения в стоимости компании, в улучшении её рыночных позиций.
Подводя итог, можно уверенно сказать, что отгораживаться от западной системы ведения бизнеса, принципов инвестирования и требований к составлению бизнес-планов бессмысленно. Такой путь не приведёт к улучшению взаимопонимания между инвесторами и предпринимателями.
дата публикации: 03.11.2007 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|