Ошибки бизнес-планирования
Как документ, бизнес план представляет собой Вашу бизнес идею: яркую, индивидуальную и, конечно же, достойную быть профинансированной. И именно эти черты предлагаемого бизнеса должен увидеть в документе потенциальный инвестор. Увидит он документ, а финансировать будет бизнес – рисковую деятельность нескольких человек по заработку прибыли на его деньгах. И тут очень важно, чтобы документ отражал именно план Вашего бизнеса, иначе финансирования не видать. Часто совершаемые ошибки, из-за которых многие желающие получить капитал не достигли своей цели, приведем ниже.
Финансы
Не содержащие здравого смысла заявления о доходности. Понятно, что, не начав деятельность, расходы и то, чрезвычайно трудно спрогнозировать, не говоря о доходах, но все-таки, не стоит обещать огромную прибыль, не имея на то оснований. Приводите в подтверждение своим цифрам расчеты, аналитику по отрасли, средние величины доходов и расходов. Все что отклоняется от нормы, а в нашем случае от средних отраслевых величин, требует детального разъяснения. Удобнее делать прогноз по трем сценариям: оптимистичный, нормальный и пессимистичный.
Правильно разделяйте показатели. Не стоит путать оборотные средства с прибылью (у которой есть еще и четыре вида). Из-за тонкостей учета средств в целях ведения бухгалтерского и налогового учета, для вас, как для «не бухгалтера» и «не налоговика» на долгое время чудесной тайной останутся удивительные превращения в сторону уменьшения средств под названием прибыль. При продаже товара на 50 единиц денег, вы ни в коем случае не получите 50 единиц таких же денег прибыли (так как из них 30 единиц будет стоимость товара, а оставшиеся 20 могут быть не перечислены своевременно, при том, что 5 единиц из этих 20 будут налоги). То есть, важная роль не столько у размера прибыли и величины оборота, сколько у времени поступления финансовых потоков, а точнее разрывом между моментом понесения расходов и моментом фактического получения доходов.
Отсутствие корректировки на сезон. Спрос на товары\услуги не одинаков в течении года. Например, зимой сельское хозяйство несет не много расходов, но и доходов не получает, весной несет огромные расходы, а доходы получает осенью и в начале зимы. При том, что и спрос на продукцию этого сельского хозяйства так же не равномерен, и пик его приходится на период «перед праздниками» и в конце весны-начале лета. Подобную сезонность спроса и расходов на производство можно выделить в любом производстве, разница в том, что где-то сезонность выражена сильнее, а где то слабее.
Открывшись, бизнес начнет работать сразу же. Клиенты встанут в очередь с огромным желанием что-нибудь купить. Это не так. Обычно первые месяцы после открытия доходность от бизнеса минимальна, и оборот средств практически отсутствует. Покупатель не знает о вашем существовании и, соответственно, не стремится тратить у вас свои денежки.
Слабое планирование финансов. При планировании финансов используют четыре элемента: доходы, прибыль и расходы, бухгалтерские балансы либо декларации и книги покупок\продаж и планирование оборотных средств.
Чаще всего, использование трехлетних прогнозов достаточно, но бывают производства с длительным производственным циклом или большие суммы вложений, которые могут не успеть окупиться за три года стандартного прогнозирования. Тут нужно использовать пятилетнее планирование с использованием исторических финансовых показателей. Подробнее смотрите про финансовые показатели.
Маркетинг
Не способность удовлетворить потребность клиентов. Спрос возникает только на те товары\услуги, которые способны удовлетворить потребность клиента. Примеры потребностей: потребность в видео игре, потребность в парковочном месте, в билете на концерт. Если проект Вашего бизнеса не покажет того, как потребности будут удовлетворены, то надеяться на успех на рынке бесполезно. Чем универсальное потребность, тем большее количество клиентов придет к Вам для ее удовлетворения.
Круг клиентов. Его нежно представлять трезво. Вряд ли каждый землянин будет нуждаться в Вашей продукции. Универсальных товаров нет. Рынки узкоспециализированы и сегментированы. От емкости рынка и количества клиентов будет напрямую зависеть Ваш оборот и прибыль.
Рекламу нужно направлять на целевой сегмент населения – тех людей, которые, по Вашему мнению, скорее всего, будут точно пользоваться производимым продуктом. Чем точнее будет определен круг этих лиц, тем эффективнее будет реклама.
Отсутствие конкурентов. Если Вам кажется что это именно так, то будьте уверены, рынок наводнен кампаниями, работающими лучше, чем Ваша. Может отсутствовать конкурент производящий именно такой же, как у Вас товар, но конкуренты косвенные, всегда готовые прийти на Ваш рынок неискоренимы.
Организация
Имейте в виду, что разные инвесторы ставят разные цели. Для банка это уверенность в возврате средств, соответственно упор нужно сделать на погашение долгов. Для инвестора важнее перспектива предприятия и доходность. Не забывайте об этом, вносите коррективы в те, разделы, детализация которых наиболее интересна потенциальному инвестору. Не стесняйтесь прибегать к помощи профессионалов.
Грамматика. Множество ошибок ставят под сомнение даже тот материал, в котором их нет. Ошибки в мелочах, конечно же, не существенны, но наша жизнь целиком состоит из мелочей! Поэтому избавьтесь от грамматических ошибок и опечаток до демонстрации бизнес-плана инвестору.
Избегайте повторов. Существенная информация рассматривается дважды: в резюме и в основном разделе. Дополнительная информация указывается единожды, но трижды упоминать не стоит, ни о чем.
Излагайте Ваш план бизнеса предельно ясно. Мало кто из инвесторов обрадуется тому, что вы умнее его. Сложные термины тут ни к чему. Умение рассказать о сложных вещах просто и доступно даст Вам преимущество.
Внешний вид. Бизнес-план в первую очередь, документ. И он должен выглядеть как серьезный документ. Составлен профессионально, шрифт удобен для чтения без излишеств. Крайне важным является оформление обложки бизнес плана.
Объем. Лаконичность должна сопутствовать полноте раскрытия информации. Инвесторы люди занятые и ценят свое время. Не отнимайте его зря чтением длинных введений и излишней расшифровкой отчетов. Они это оценят. 1-3 страницы на резюме при 20-30 страницах общего объема. Конечно, могут быть исключения при планировании комплексных инвестиционных решений.
Конкретность содержания. Минимум вводных фраз и литературных оборотов. Постановка проблемы и ее эффективное решение плюс конкурентные преимущества – вот формула принятия положительного решения кредитором.
От слов к делу. Идея это три четверти от успеха. Еще одна четверть – воплощение идеи в реальность. В бизнес-плане эффективнее указать метод воплощения прекрасной идеи в реальный механизм заработка.
Ошибки выполнения
Нетерпеливость. Инвесторы обычно по своим каналам тщательно проверяют будущие объекты финансирования и лиц, причастных к ним, да и конкурентов на право получения финансирования много. Рисковать деньгами не хочет никто. Поэтому будьте терпеливы. Ожидайте три-шесть месяцев до начала поступления денег от инвестора.
Ограниченные сроки. Не пытайтесь произвести впечатление на инвестора кратчайшими сроками исполнения. В процессе реализации бизнес-плана могут возникнуть сложности, которые невозможно было предусмотреть, бюрократические барьеры, затянутся отдельные этапы производства и так далее. Лучше заложить себе резерв времени при оценке сроков исполнения, чем нервничать самому и подрывать доверие к себе инвестора, который будет отслеживать весь процесс по Вашему графику.
Взгляд со стороны. Неплохо было бы иметь несколько положительных экспертных мнений. Со стороны ошибки видны лучше, особенно на уровне стратегического планирования. Новые люди со свежим взглядом имеют свое видение перспектив вашего бизнес-плана. Чем больше вариантов изъянов и сильных сторон будет установлено до претворения проекта в жизнь, тем больше шансов исправить все недоразумения.
Совершенство недостижимо. С течением времени Ваши знания относительно проекта будут расти, но не стоит постоянно вносить в него изменения. У бизнес-плана главная цель – выбить финансирование, и именно ее он должен выполнить.
Надеюсь, что вышеприведенные советы помогут Вам установить необходимость дальнейшего совершенствования вашего готового бизнес плана или вы воспользуетесь этими советами при разработке своего будущего бизнес плана.
дата публикации: 11.09.2010 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|
|
|