Бизнес-план → Инвестиции → Порядок написания инвестиционного меморандума
Порядок написания инвестиционного меморандума
Инвестиционный меморандум является предложением потенциальному инвестору и содержит всю необходимую информацию о проекте в виде краткого резюме. Его основой служит пакет документов, необходимых для привлечения финансовых ресурсов. На основании данных меморандума инвестор принимает решение относительно целесообразности участия в проекте.
Часто возникает путаница в понимании разницы между понятиями бизнес-план, ТЭО, инвестиционный меморандум и др. Подробнее смотрите инвестиционный меморандум и ТЭО и классификация бизнес-планов. Инвестиционный меморандум это по существу краткая редакция бизнес плана для предоставления потенциальному инвестору. Результатом его рассмотрения может быть как решение о дальнейшем сотрудничестве, так и полное прекращение каких-либо контактов с инициатором проекта.
Нормативы составления инвестиционного меморандума формально не определены. Тем не менее, как правило, он состоит из девяти основных разделов или включает их базовую информацию:
-
Резюме (вводная часть), где размещена общая информация о предприятии и составе предполагаемых процедур инвестирования. Тут же проводится перспективный анализ инвестирования.
- краткая информация о деятельности предприятия;
- предполагаемые направления использования средств и планируемые экономические результаты;
- инвестиционная стратегия, основанная на политике руководства компании по увеличению капитала.
-
Обзорная информация по сектору экономики, который представляет выбранная компания. Необходимо рассмотреть общее состояние отрасли, существующую конкурентную среду и положение компании в ней.
- актуальные данные о состоянии сектора экономики в России (регионе, мире);
- анализ наиболее значительных компаний-конкурентов.
-
Данные о компании. В этом разделе особое внимание уделяется истории компании, её основным владельцам и акционерам, оценке системы контроля качества производства и юридической структуре предприятия.
- историческая справка;
- информация о типе собственника и юридической структуре, акционерном капитале и списке основных держателей акций (долей), владельцах долей акций (руководство предприятия, рабочие, юридические и физические лица, государство);
- данные о дочерних и других инвестиционных предприятиях.
-
Производство (состав выпускаемой продукции или оказываемых услуг). В этом разделе указываются основные стороны производственного процесса, производится опись имущества предприятия (включая производственные площади и оборудование), ассортиментных наименований необходимого сырья и структуры поставок. Приводятся полные сведения об объемах производства и используемых технологиях, себестоимости производимой продукции, особенностях её упаковки и хранения, полученных патентах и зарегистрированных торговых марках. Полезно выделить проводимую на предприятии исследовательскую работу и охарактеризовать возможности для развития производства.
-
Маркетинг и сбыт продукции (работ, услуг). Раздел должен быть посвящен обзору: производимой продукции, рынка, разработанных маркетинговых мероприятий, системы ценообразования и рынка сопутствующих услуг. Тут определяется целевая аудитория, которой предназначена продукция, а также сбытовая политика компании.
- характеристика ёмкости рынка и численности целевой аудитории, анализ потребностей потенциальных клиентов, способа ценообразования и наличия конкурентов;
- используемые маркетинговые стратегии и достигнутые результаты;
- существующий ассортимент продукции и пути его расширения;
- структура сбытовой сети, квалификация и мотивация торгового персонала;
- методика ценообразования и пересмотра цен;
- основные принципы построения сети реализации, используемые инновационные методы и формы сбыта;
- способы оплаты, используемые основными клиентами.
-
Кадровый состав компании. Тут определяется профессиональный уровень руководства и сотрудников компании, а также рассматривается кадровая структура предприятия.
- топ-менеджмент: руководители основных подразделений, Директор по Финансам, члены Совета Директоров, Генеральный Директор;
- организация управленческой структуры;
- сведения о персонале: количество рабочих, перспективные источники рабочей силы, структура материальной мотивации, возникавшие в прошлом трудности.
-
Прочие существенные сведения о компании. Тут затрагиваются все значимые вопросы, являющиеся важными при составлении инвестиционного меморандума, но не освещенные в его тексте ранее.
-
Финансовые сведения. В данном разделе приводятся и обосновываются все сведения о финансовом состоянии предприятия, которые могут понадобиться инвестору для принятия решения. В их число могут входить технико-экономическое обоснование проекта, вопросы налогообложения, оценка состояния финансовой и экономической безопасности предприятия, бухгалтерская отчетность и другая финансовая информация, необходимая для инвестора. Финансовая отчетность формируется по отечественным или международным стандартам в зависимости от требований инвестора.
-
Финансовое планирование. Раздел посвящен сведениям, связанным с оценочными коэффициентами и финансовыми показателями проекта, этапами схемы возврата инвестиций и привлеченных ресурсов. Тут оглашаются результаты детального планирования доходов и расходов, размеры траншей, схема работы над проектом в разрезе финансов, оценка финансовых рисков и т.п.
Заключение инвестиционного меморандума предусматривает подведение общего итога, формирование выводов, предложений и рекомендаций.
дата публикации: 12.02.2011 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|
|
|