Бизнес-план → Основы бизнес-планирования → Хорошо ли когда бизнес-план уже готов?
Хорошо ли когда бизнес-план уже готов?
В наши дни, когда нет дефицита и купить можно многое, многие проблемы решаются путем поиска сторонних исполнителей. Притом, что проблема выбора всегда остается. Делать что-то самому или сэкономить время и привлечь людей со стороны. Соответственно, если Вы цените собственное время больше чем сумму стоимости услуг эксперта со стороны, или сомневаетесь в собственных силах, то заказ на бизнес план получат специально тому обученные люди. Если же лишние траты ни к чему, и создать что-то более стоящее за то время, которое уйдет на расчет бизнес-проекта перспективы нет, то расчет будет произведен самостоятельно. При таких вариантах развития событий, рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из сценариев: 1) покупка готового бизнес плана; 2) делаем бизнес план сами.
Бизнес план уже готовИзготовить бизнес план под конкретную заявку сейчас предлагают многие. К ним относятся и крупные компании, и частные лица, которые не прочь заработать на услугах консультирования. Спрос же, представлен достаточно узко – в основном, это индивидуальные предприниматели. Предприниматели в «настоящем» - осуществляют деятельность и хотят расширить, углубить свои знания и предприниматели будущего, которые только готовятся заняться бизнесом и пытаются прояснить для себя сферу деятельности, уровень доходности, размер затрат и так далее. Для второй категории, характерен поиск ответа на вопрос «стоит ли уходить в бизнес, и если да, то в какую его сферу?». В целом же цель и тех и других во многом схожа – необходимо получить информацию касаемо следующих разделов экономики:
- общее состояние рынка;
- наиболее вероятные доходные статьи бизнеса;
- наиболее вероятные расходные статьи бизнеса;
- план расходов при вложении капитала;
- конечные расчетные показатели эффективности своих вложений (прибыльность и срок, по истечении которого затраты окупятся);
Итог покупки готового бизнес плана часто вводит клиента в состояние глубочайшего раздумья. С одной стороны, потрачены деньги 20 000-30 000 рублей, и информация на эти деньги получена. Но, с другой стороны, эта информация не вносит никаких чрезвычайно важных прояснений в деле ведения бизнеса, как не несет в себе конкретных инструкций к гарантированному увеличению дохода или избавления от рисков. Обзор текущего положения дел на рынке будет большего масштаба – иначе не отразить тенденцию, но слишком велик для конкретного применения. Таким образом, даже локальное исследование рынка (что куда более детально по своей сути) придется заказывать отдельно, а это опять расходы.
При рассмотрении статей доходов бизнеса необходимо понимать, что нет двух на 100% идентичных организаций. При всей похожести, двух бизнес-проектов между собой, их ждет разная конкурентная среда, разное месторасположение, разные клиенты и поставщики. Соответственно, и уровень доходности, размер оборота, величина задолженности, как дебиторской, так и кредиторской будут разными.
При сравнении эффективности двух бизнес-проектов, не малое влияние оказывает цена. В разных регионах цена на одну и ту же услугу\товар будет разной, соответственно и прибыльность проекта будет разной. Выше она будет там, где большая цена реализации конечного продукта.
Таким же образом и размер расходов влияет на доходность бизнес-проекта. Чем ниже расходы, например, на аренду помещения или сырье в регионе, тем привлекательнее бизнес в котором можно использовать данный вид сырья\помещение.
В целом, как товар, бизнес план специфический продукт. Идя к парикмахеру или в аптеку, мы примерно представляем, то, что там приобретем и какие свои потребности удовлетворим. С бизнес планом этот процесс работает с частыми сбоями. Многие люди ждут большего от купленной информации, чем в нее в принципе может быть заложено. Это порождает конфликтные ситуации. Ища в бизнес плане ответы на вопросы примерно такого характера:
- по какой цене продавать продукт наиболее выгодно на данной территории?
- каков размер расходов, на введение в деятельность предполагаемого бизнеса?
- как наиболее выгодно продавать товар\услугу, которая будет производиться при выполнении проекта бизнес плана?
Исходя из содержания и степени достоверности представляемой в бизнес плане информации, как документ, он может свидетельствовать лишь о потенциальной возможности получения дохода от внедрения бизнеса в практику, не давая при этом никаких гарантий. Потому как все приводимые в нем финансовые расчеты носят приближенный характер, и степень точности этого приближения зависит только от компетенции составителя, его понимания рынка и идеи описываемого бизнеса. А как показывает практика, у стороннего составителя бизнес плана и обладателя идеи, эти понятия частенько расходятся. Расхождение может проявиться, как в предполагаемой стратегии сбыта продукции, так и традиции и культуры ведения дел, постановкой отношений с партнерами организации и возможность использования личных контактов для развития бизнеса. Подобные детали сторонний разработчик знать просто не в состоянии.
Таким образом, для избегания конфликтов и в пустую потраченных денег, мы рекомендуем не пользоваться готовыми бизнес планами, и разрабатывать индивидуальные бизнес-проекты исходя из конкретных условий ведения бизнеса. Хотя изучение готовых примеров бизнес планов, безусловно является полезным.
дата публикации: 18.03.2012 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|