Бизнес-план → Основы бизнес-планирования → Для чего нужен бизнес-план и как его написать
Для чего нужен бизнес-план и как его написать
В настоящее время можно сказать, что культура российского бизнес-планирования сложилась. И сегодня термин "бизнес-план" уже не вызывает непонимания и страха со стороны предпринимателей и бизнесменов. Теперь пришло время разобраться подробнее в этом вопросе и систематизировать опыт, по-новому посмотреть на проблемы и задачи современного бизнес-планирования.
Коротко, можно сказать, что бизнес-план это система доказательств успешности предполагаемого бизнеса.
Бизнес-план направлен на две категории участников внутренние (это учредители бизнеса, сотрудники компании, словом те, кто будет реализовывать бизнес-план) и внешние (инвесторы и кредиторы). Бизнес-план призван убедить как учредителей бизнеса, так и инвесторов в том, что этот бизнес принесёт ожидаемые прибыли, что риски будут приемлемы и прочее.
При работе с бизнес-планом необходимо принимать во внимание интересы всех заинтересованных лиц и инвесторов и заказчиков и партнеров, а так же учитывать мнение региональных и муниципальных властей, фирм подрядчиков и конечно потребителей.
Всё множество бизнес-планов можно разделить по таким признакам, как степень детализации, субъект и объект планирования, целей и задач бизнес-плана. На сегодняшний день бизнес-планы можно разделить на следующие категории.
Категории бизнес планов:
-
Комплексный бизнес-план инвестиционного проекта. Содержит описание результатов маркетингового исследования, описание действий по завоеванию рынка и расчет предполагаемых результатов деятельности. Такой бизнес-план обычно содержит от 30 до 300 страниц.
-
Концепт бизнес-план инвестиционного проекта. Является рамочным документом, в котором прописываются основные моменты будущего проекта. Такой бизнес-план является основой для переговоров с инвестиционной компанией для выяснения взаимных интересов.
-
Бизнес-план компании. Является внутренним документом и служит для изучения перспектив развития компании. Такой бизнес-план излагается перед собранием акционеров бизнеса или советом директоров компании и содержит план развития деятельности компании.
-
Бизнес-план как заявка на кредит. Служит для получения кредитов от организации-кредитора.
-
Бизнес-план как заявка на грант. Используется для получения денежных средств из государственного бюджета или фондов для решения актуальных социальных проблем.
Содержание бизнес-плана, несмотря на многообразие его видов, является вполне стандартным и состоит из следующих разделов:
-
Титульный лист. На нём прописывается основная информация о проекте название и адрес компании, учредители, суть и стоимость проекта, а так же информация о степени секретности документа.
-
Резюме. Подробно излагается суть проекта, его задачи и цели, степень новизны, предполагаемый объем производства или предоставления услуг компанией, размеры ожидаемых продаж, предполагаемые затраты на реализацию проекта. А так же прибыльность проекта и сроки окупаемости.
-
Описание товара. Подробное описание свойств товара, конкурентные отличия его от существующих товаров, возможность защиты его патентами.
-
Маркетинг. Один из важнейших разделов бизнес-план, особенно для товаров и услуг направленных на конечного потребителя. Содержит анализ ценообразования и каналов сбыта товаров, предполагаемая рекламная активность, анализ слабых и сильных сторон предприятия и товара, и конечно, предполагаемый объём продаж.
-
Организационный план. В этом разделе бизнес-плана описывается структура компании, роль главных менеджеров компании и их роль в реализации проекта, порядок работы между подразделениями компании, необходимые объёмы рабочей силы, условия труда работников и размеры заработной платы сотрудников.
-
Производственный план. Проводится расчет необходимых мощностей и производственных площадей, необходимом оборудовании и материальных ресурсов. А так же, трудоёмкость производства продукции, себестоимость производства и издержки. В этом разделе бизнес-плана даются предположения по проблемам с поставками необходимого сырья и материалов, определяется перечень необходимых операций с ресурсами и комплектующими и прочее.
-
Финансовый план. Рассчитывается прогноз расходов и доходов предприятия, баланс активов и пассивов компании и другие финансовые показатели. Так же, рассчитывается объем необходимых дополнительных инвестиций и прогнозируются источники финансовых поступлений, определяется срок окупаемости бизнес-плана.
-
Риски. Расчет предполагаемых рисков и способы их страхования. Обычно, в бизнес-план закладывается страхование грузов и автотранспорта, а так же ответственности перед третьими лицами.
Раскроем некоторые секреты успешного бизнес-плана. Прежде всего, бизнес-план должен быть реалистичным, чем амбициознее бизнес-план, тем меньше вероятности его успешной реализации. Часто при расчёте применяют две оценки "снизу" и "сверху", это помогает увидеть, как будет развиваться проект при неблагоприятных условиях. Второй секрет состоит в том, что бизнес-план должен постоянно развиваться, изменяться. Переделывайте его столько, сколько сочтете нужным и меняйте всё, от прогнозов продаж, да самой концепции бизнеса. Третий секрет основой успешного бизнеса являются люди. Команда, которая будет реализовывать ваш проект должна поддерживать вашу идею, а вы в свою очередь, должны быть уверены в команде.
Искусство бизнес-планирования постоянно совершенствуется и развивается, но основные принципы планирования остаются неизменными на протяжении долгого времени.
дата публикации: 28.12.2007 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|