Бизнес-план → Основы бизнес-планирования → Рост бизнеса за счет стратегии и бизнес-плана
Рост бизнеса за счет стратегии и бизнес-плана
Планирование и прогнозирование развития событий в экономике важно как для экономики в целом, так и для какого-то отдельного ее элемента. Несмотря на всю непредсказуемость условий развития бизнеса в России, трудно работать, не зная к чему стремиться.
Даже для обычного человека бесцельное существование тягостно: неизвестно куда пойти и что сделать. Как говорили мудрейшие «работать долго тяжело, а долго бездельничать невыносимо». В ежедневной жизни мы планируем все. От того, что одеть утром на работу и какие продукты купить вечером, до таких вещей сможем рассчитаться за кредит или нет. В среде бизнеса происходит то же самое. Организация не может существовать просто так. К чему-то нужно стремиться. Постановка цели пол дела, но пол дела всего лишь половина! И к цели не мешало бы приложить возможные пути ее достижения с подробным описанием того, как это «достижение» цели будет происходить.
Понятно, что при постановке цели заработать миллион логичным возникают, по крайней мере, два вопроса: как это сделать? И в течение, какого промежутка времени это произойдет? Ответив хотя бы на эти вопросы можно хотя бы абстрактно приблизить себя к заветному «миллиону».
Спланировав свою деятельность, можно снизить риск возникновения неожиданно открывшихся затрат, которые отрицательно скажутся на доходности предполагаемого проекта. По средствам планирования больше шансов предусмотреть не только лишние растраты, но и теоретически просчитать и разработать порядок действий, по средствам которого можно быстрее прийти к цели.
Сам по себе план не панацея. Условия рынка могут измениться: правительство изменит или введет новые законы, появится или исчезнет крупный конкурент, подведет поставщик или нагрянет налоговая – перечень можно не продолжать всего предусмотреть не удастся. В сфере ведения бизнеса много неопределенностей, но предусмотреть можно свою линию поведения для каждого подобного случая, и воспользовавшись подходящим планом или грамотно изменив текущий, из непредвиденного события можно получить положительные последствия. Ясно, что планировать можно как день, так и всю жизнь, только в случае с жизнью, для большей достоверности деталей будет меньше, и чаще будут происходить корректировки. Итак, планирование обычно делят на следующие виды: стратегическое, тактическое, оперативное.
Смотрим в будущее (стратегическое планирование)Стратегическое планирование подразумевает длительный срок и крупные цели. Главное здесь именно «крупные цели», а не точность прогноза. Время воплощения Ваших целей в реальность может, как растянуться, так и сократиться, но цель должна быть поставлена так, чтобы быть значимой независимо от времени воплощения. Также, на этапе стратегического планирования необходимо изучить возможности организации проследовать в поставленной цели, достаточность ресурсов и так далее.
Разобравшись с целью и ресурсами, встает вопрос о кадрах. Оформление коллектива как количественно, так и качественно (возраст, квалификация, пол, стаж и т.д. что обычно хочет узнать о нас работодатель). Таким образом, будет составлена цепь элементов: к чему стремиться, какими средствами обладать и каким коллективом свершать дела – основа формирования структуры предприятия. Ведь далее в рамках этого предприятия будут протекать основные и важнейшие бизнес-процессы: производство, продажа готовой продукции, расчет с контрольными органами и прочее. Исходя из сущности стратегического планирования, на этом этапе закладывается «фундамент» всей деятельности, порой, вплоть до отпускной цены готового изделия.
Текущая деятельностьТеоретически, тактическое и оперативное планирование имеет ряд различий. Во-первых, по срокам тактическое планирование от года до трех лет. Все дело в длительности производства единицы или партии продукции и в размерах предприятия. (Например, в деле самолетостроения оперативным будет планирование на 2-3 года, а в деле выпечки хлеба пол года год). Штат сотрудников в малом предприятии невелик, и увеличивать там число управленцев, которые будут заниматься планированием бессмысленно это первая причина. Вторая: длительность принятия решения. Так как Совет директоров занимается стратегическим планированием, исполнительный директор со своими заместителями разрабатывают тактические планы на основе стратегии с выше, то оперативным планированием занимаются начальники отделов, беря в учет директивы начальства. Так, например, известия о банкротстве крупного поставщика или изменении времени инкассирования средств банком, оставят всю эту массу руководителей не у дел, а организацию приведут к убыткам. А дело всего лишь в том, что все звенья должны работать слаженно.
Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок от месяца до года. Происходит формирование платежного календаря бухгалтерами. Пример: ежемесячные расчеты по акцизам с налоговой инспекцией.
Основные ошибкиЧасто при открытии бизнеса доли делятся поровну, и никакого поощрения более активных учредителей нет. Это снижает стимул у более активных участников дела, так как неравенство возникает в любом случае и работать больше за такой же, как у всех материальный доход не хочет никто. При дальнейшем ведении бизнеса это может привести к конфликтам, выразившимся от желания принудительно выкупить акции (доли) до запрещенных Уголовным кодексом способов получения соответствующей доли в организации.
Следующая ошибка погоня за одним крупным клиентом. С одной стороны это хорошо: большой и прогнозируемый оборот, крупные заказы, соответственно и быстрый рост организации. Но, крупный покупатель может оказать давление, как снизив закупочные цены, так и разорвав контракт при неустраивающих его условиях. Тогда сбыт сократится значительно и устойчивость поставщика станет под угрозой. Выгоднее, в таких случаях, иметь много мелких покупателей или следить за долей одного крупного заказчика в общем объеме собственного производства. Практика показывает, что быстрее развиваются организации с развитой клиентской базой.
Стадия открытия бизнеса самая затратная и опасная. Преодолеть ее необходимо как можно быстрее наладив все необходимые связи с поставщиками, заказчиками, обзавестись основными средствами, связью и прочее. Величина затрат на этом этапе не должна пугать – чем быстрее бизнес начнет работать эффективно, тем быстрее он станет приносить доход.
Неправильное предложение товара на рынок так же чревато негативными последствиями. Перед производством чего бы то ни было, первым делом нужно установить круг потребителей, для которых товар разработан и максимально изучить рынок для того, чтобы определить сегмент освоения. Ниша, в которой будет продаваться ваш товар должна соответствовать характеристикам продаваемого товара. Глупо выходить на рынок автомобилей бизнескласса, продвигая на нем «Ладу».
В деле ведения бизнеса, вообще много различных рисков и подводных камней. И каждый предприниматель стремится их либо обойти, либо снизить до минимума. От чего-то можно застраховаться, а где-то нужно принятие грамотного решения.
А нужен ли он, бизнес-план?В современных условиях стремительного развития бизнеса в посткризисный период планировать стоит каждый свой шаг на рынке. Планировать и просчитывать к каким последствиям этот шаг приведет. С помощью бизнес-плана всех проблем в организации не решить, но как инструмент предвидения будущего его использовать нужно. Понятно, что исходя из ресурсов, располагаемых в данный момент организацией и амбиций ее руководства (собственника) можно претендовать на определенное развитие в будущем. Направление и темпы роста организации как раз таки и можно предусмотреть. Например, рассчитав, что через определенное время спрос на некий товар возрастет, можно приготовить все для вывода лучшего предложения на рынок, соответственно занять нишу и получить наибольший доход, как и наоборот, свернуть производство, у которого нет будущего, избавив себя от убытков. Такие примеры не единичны в истории. Многие крупные международные производители совершали как взлеты, так и падения за счет неудачного бизнес-планирования. Хотя в России сложился стереотип о том, что составление бизнес-планов удел небольших кампаний и частных лиц, за рубежом, составлением подобных прогнозных документов занимаются целые отделы в международных корпорациях.
Весь процесс ведения бизнеса зависит от эффективности планирования его развития и составления хотя бы примерных прогнозов на развитие отношений со своими деловыми партнерами. От изменения ими ценовой политики, до изменения своего продукта и как следствие изменения Вашей производственной линии.
Бизнес-план выступает одной из наиболее успешных форм планирования. Состав бизнес-плана зависит, как правило, от следующих навыков составителя:
- Умение правильно оценить текущее положение дел на рынке
- Представления о том, чего он хочет добиться от кампании, и как эта кампания будет выглядеть
- Видеть каким образом кампания будет переходить от одного уровня развития к другому
Готовый бизнес-план объединит в себе проявление этих трех навыков. При составлении данного документа в первую очередь ставятся цели на определенный период жизненного цикла организации, проводится анализ сильных и слабых сторон кампании, текущее положение дел на рынке и в экономике в целом. Сегментируется рынок – обозначается круг лиц, которым производимый товар будет продаваться. Вычисляется емкость рынка – какое максимальное количество товара можно продать на рынке. Сам по себе бизнес-план представляет собой документ, имеющий специфическую структуру. Он делится на разделы, которые облегчают его прочтение и доступ к определенной, интересующей инвестора, информации. От читабельности составленного документа зависит первичная оценка инвестором Вас и вашего навыка ведения дел. Чем проще и понятнее будет изложена информация, тем лучше. Нельзя забывать и ого ее достоверности. Состав разделов и детальность проработки плана будет на прямую зависеть от того, для каких целей он создан (см. статью задачи бизнес-плана). Если проект – бизнес в целом, то документ будет иметь много разделов и страниц текста, но не глубокую детализацию. В отличие от проекта под финансирование инвестиций. Тут и разделов меньше и страниц, но вот детальный расчет окупаемости обязателен.
Бизнес-план с точки зрения инвестицийОбычно бизнес-план содержит сведения, не предназначенные для публикации. Там могут быть изложены идеи, о которых не нужно знать конкурентам или произведены расчеты на основании документации представляющей коммерческую тайну. Таким образом, и прочтение этого документа необходимо лишь тем лицам, чья заинтересованность в проекте не оставляет у Вас подозрений.
Бизнес-план, по большому счету, реклама Вашего проекта, так как основная его задача заинтересовать инвестора в Вашем предложении вложить деньги. Чаще всего, средства вкладывают в проекты, которые приносят максимальный доход и минимизируют риски инвестора потерять свои вложения. Суть бизнес-плана как рекламного материала рассчитана специально для наибольшего шанса создания подобного впечатления у инвестора.
Поиск человека или юридического лица готового вложить свои деньги в Ваш бизнес может затянуться. И причины тому могут быть разные. Не стоит отчаиваться раньше времени и обвинять свой бизнес-план в несостоятельности. Причина может крыться в общем спаде экономики, высоком риске производства выбранной продукции или, что случается чаще при попытке производства нового товара, консервативность взглядов тех лиц, которые принимают решения о начале финансирования проекта.
Внедрение в деятельность организаций процесса бизнес-планирования стимулируется из вне, как государством, так и иностранными инвесторами. Для первых это форма отчетности при выделении грандов физическим лицам при регистрации собственного дела, а для вторых практика принятия решений о финансировании на основании представленного бизнес-плана давняя традиция, которую они готовы прививать и участникам нашей экономики.
Таким образом, в заключении хочется отметить о том, что планирование развития бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов дело важное для любой коммерческой организации и требует значительных затрат труда.
дата публикации: 19.02.2009 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|
|
|