Бизнес-план → Инвестиции → Управление инвестициями, инвестиционный бизнес-план
Управление инвестициями, инвестиционный бизнес-план
Управление инвестициями отделилось в независимую область экономики и финансовой практики как самостоятельная область знаний. В качестве основного направления развития в управлении инвестициями (инвестиционном менеджменте) выделяют достижение целей долгосрочного планирования с помощью процесса инвестирования (так же см. среднесрочное планирование). Но для того, чтобы инвестиции вели к прибыли, а не к убыткам, они должны быть спланированными, оправданными, прибыльными, перспективными и расширяющими сбыт\производство либо упрощающими управление фирмой.
Исходя из вышесказанного, инвестиционный менеджмент является незаурядным объединением управления всем: процессом инвестирования, инвестиционной деятельностью всех масштабов в целом, производством и так далее.
Состоит инвестиционный менеджмент из пяти следующих элементов:
– система управления процессами вложения материальных и денежных средств.
– специализированный вид деятельности.
– принятие решений.
– контроль исполнения принятых решений.
– корректировка поставленных целей.
Не смотря на наличие выше приведенных отличительных черт, управление инвестициями имеет схожесть с положениями общего менеджмента. Уточнять лишний раз эти общие положения мы не будем, так как по этой теме много различной литературы. Инвестиционный менеджмент, как таковой, в России распространен достаточно узко, и как область прикладной (да, в общем, и теоретической науки) начал разрабатываться совсем недавно. Потому и нормативно-правовая база и деловая практика и традиции ведения бизнеса данный раздел экономики находятся на стадии начальной разработки.
Управление инвестициями, непосредственно, выглядит как система процессов, охватывающих систему управления инвестициями полностью. Как и многие прочие системы, управление инвестициями состоит из подсистем. Их функции и задачи устанавливаются и регулируются в зависимости от масштаба предполагаемых инвестиций. Но всегда будут присутствовать планирование, прогнозирование, анализ рынка. Чаще всего, деятельность по управлению инвестициями выливается в составление бизнес-плана. Подобный документ необходим для получения заемных средств, к примеру, в банке или иной кредитующей организации либо частному инвестору. В нем приводятся аргументы и расчеты экономического обоснования проведения последовательности действий по вложению средств, их использованию в процессах производства, управления или сбыта, а так же прибыльность и рисковость выбранного бизнеса. Факт предъявления этого плана по расходованию еще не полученных денежных средств, не есть гарантия на получение этих самых средств. Причина тому одна: инвестор производит финансирование бизнеса, а не того документа, в котором этот бизнес описан. Мало кто из потенциальных инвесторов согласится финансировать проект, если к пакету документов подтверждающих кредитоспособность заемщика, идентифицирующих его и прочее не приложен бизнес-план, отвечающий определенным нормативам. Эти нормативы отличаются в зависимости от вида инвестирования, масштабов, отрасли, в которую производятся вложения денег и так далее.
Выделяют три вида источников инвестирования: 1) кредитные организации; 2) организации, инвестиционная деятельность для которых основная; 3) бюджеты всех уровней.
Составим примерную структуру бизнес-плана:
- Вводная, общая, вступительная часть – содержит преимущества проекта, выгоды для инвесторов и общества в целом при его реализации.
- Положение о неразглашении сведений частного характера и коммерческой тайны, лучше всего, если составляется перечень сведений с разбивкой на разделы: «можно разглашать», «предоставлять только уполномоченным органам» и «не разглашать ни в коем случае».
- Текущее положение дел на рынке, его емкость, степень освоения, конкуренты в отрасли.
- Непосредственно бизнес-план. Как правило, делится на несколько пунктов.
- описание товара\услуги, который будет производиться, его потребительская характеристика (вид, упаковка, фасовка, розничная цена), стоимость единицы продукции, как розничная, так и оптовая и себестоимость, норма прибыли на единицу товара.
- определение целевого рынка сбыта, предполагаемый объем продаж на нем, портрет покупателя, его потребности и степень их удовлетворения предлагаемым товаром.
- подробные данные об уровне конкуренции на рынке выбранного товара\услуги; характеристика их предложения (стратегии по охвату рынка, как применяемые, так и прогнозные), их доля на рынке, методы конкурентной борьбы, используемые ими, размер барьера при вступлении на рынок и так далее.
- собственный маркетинг: схемы доставки готовой продукции по пунктам продаж, перемещения запасов и сырья, внутренние и внешние факторы влияющие на производство и сбыт, стратегия ценообразования, тактика увеличения спроса на товар, реклама, зависимость количества производимой продукции от динамики спроса на нее, степень загрузки производственных мощностей.
- план всех производственных процессов. Получения разрешений и сертификация продукции, анализ себестоимости по элементам и статьям затрат, размер необходимого оборотного капитала, требования к персоналу, поставщики, подрядчики, прочие необходимые контрагенты.
- юридический план – вид организационно-правовой формы при создании новой организации, степень обособленности производства или его интеграции при текущей деятельности. Правовое курирование проекта.
- риски, борьба с ними, определение размера возможного ущерба при разных сценариях развития событий, страхование, его условия и степень необходимости.
- порядок обновления\закупа производственных мощностей.
- финансовые показатели реализации бизнес-плана в виде росписи доходов и расходов.
- перечень источников финансирования проекта. Их характеристика (собственные, привлеченные, заемные), их стоимость, сроки оборота задолженности.
- Дополнительный раздел. Сопроводительные документы – договоры обеспечения (залога или задатка), арендные обязательства, оплата услуг оценщиков, разного рода консультантов, презентации и рекламные материалы, рекомендательные письма от партнеров, данные по подготовленным к участию в проекте кадрам, данные об предполагаемых покупателях\поставщиках и прочая информация по требованию инвестора или желанию составителя бизнес-плана.
Проанализировав множество бизнес-планов, рассчитанных на разные источники финансирования, можно сделать однозначный вывод. При составлении бизнес-плана под финансирование из государственного бюджета, позиций в бизнес-плане требуется меньше, чем, если бы его рассматривала любая другая коммерческая структура, как кредитная, так и инвестиционная. Главным пунктом здесь является соблюдение нормативно-правовых актов о государственном стимулировании и поддержке инвестиционной деятельности. При таких условиях состав бизнес-плана сужается до: резюме, аналитической записки, плана производства, плана сбыта, плана организации бизнеса и плана финансирования. Процесс составления проекта для финансирования таков:
- составляется громкое название проекта;
- кратко и емко описывается проект в своей вводной части – упор нужно сделать на массу достоинств и выгод от воплощения этого проекта в реальность;
- приводится аналитика по рынку, за который предстоит борьба новому товару. Информация может использоваться как из собственных источников, так и из внешних: ГосКомСтат, различные рейтинговые и исследовательские агентства и так далее;
- прилагается план производственной деятельности. Чем он будет точнее и правдоподобнее, тем лучше.
- план маркетинга прилагается в такой форме, чтоб быть доступным для понимания не сведущим человеком.
- составляется план организации будущей деятельности. Структура управления, кадры и их характеристика (количество, квалификация, возраст, половой состав, архитектура подчинения, вид системы управления деятельностью);
- все подкрепляется бюджетом проекта и сводным финансовым планом с детализацией (пусть и примерной) по годам, кварталам, месяцам – все зависит от срока исполнения бизнес-плана.
дата публикации: 10.01.2011 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|