Бизнес-план → Основы бизнес-планирования → Бизнес планирование как часть системы планирования
Бизнес планирование как часть системы планирования
Все виды и разновидности бизнес планов можно разделить на следующие группы, по общим для них признакам:
В зависимости от масштабаЗадача, проект, подразделение предприятия, предприятие целиком, и группа (объединение предприятий). К последним относятся бизнес планы по развитию холдингов, международных корпораций и организаций, ведущих деятельность как объединение нескольких предприятий.
- По временному признаку: перспективные (10-15 лет), среднесрочные (до 5 лет), годовые, оперативные (квартал, месяц). По типу: операциональные, тактические, стратегические, нормативные (для бюджетных организаций).
- По особенностям технологии разработки: интерактивные (разрабатываем «из прошлого в будущее»), реактивные (разрабатываемые как ответные меры на изменившуюся ситуацию), преактивные (заблаговременное планирование, предупреждение наступления определенных событий), инактивные (разрабатываем «как вариант», который тоже можно рассмотреть).
- По объекту (области, которой это планирование коснется): производство, сбыт, строительство, работа с персоналом, организация процессов, финансирование, логистика.
- По составу участников: традиционное, когда планируют профессиональные плановики, партисипативное – планируют все те, кого коснется исполнение этого плана.
В зависимости от времениТак же, у видов планирования отмечается временная раздельность: либо это ориентация на прошлое – в реактивном планировании, либо на настоящее, например, в инактивном планировании; так же может быть и направленность на будущее – преактивное, и на взаимодействие разделенных по времени планов, каждый из которых представляет свой временной блок – интерактивное – при таком планировании, ведется анализ проблемной составляющей бизнеса исторически, делается оценка положения дел текущая, и составляется прогноз на будущее. Приверженцы такого стиля планирования, утверждают, что без рассмотрения полной временной картины по проблеме, невозможно найти ее решение.
Планирование, ориентированное на будущее, прогнозное, по средствам которого пытаются предсказать вероятность свершения определенных событий, требует построения различного вида моделей. Как математических, так и экономико-математических, интегральных и так далее. Такое планирование требует огромной информационной подготовки. Рассмотреть нужно широкий круг событий, которые повлияют на исследуемую проблему. Информация используется как из внешних, так и из внутренних источников, и вся представляет собой оперативные сводки и прогнозы. Информация требуется как количественная, так и качественная. Причем, более менее ясно установить можно только количество информации. Качественные характеристики информации зависят от того, насколько соответствует поступающая информация проблеме, которую необходимо решить. Необходима и высокая скорость поступления информации, так как она поставляется в основном из внешних источников. Это влияет на скорость принятия решение по поставленным вопросам.
Соотношение традиционного планирования и бизнес планирования устанавливается ответственными лицами организации в зависимости от поставленных задач. Но чем больше организация, чем больше производственных подразделений захватывает планирование, тем большая доля бизнес планирования будет в разработанном плане. Проявляться бизнес планирование будет в своих формах: стратегическое, инвестиционное, обоснование кредитов, планирование инноваций.
Для того, что бы бизнес планирование было эффективным, необходимо основывать его на разнообразной и достоверной формации о состоянии внешней среды и внутренних процессов деятельности организации. Таким образом, внешняя среда должна быть контролируемой. Потому как, только в условиях контролируемой внешней среды проблемы, решаемые по средствам планирования, могут быть четко и лаконично разбиты на группы, к некоторым применены общие методы их решения, установлена степень важности проблемы и состояние организации, к которому приведет оставление выявленных проблем на самотек. Классический пример – отношения с поставщиками и подрядчиками. Прибегать к улучшению контроля этих отношений лучше через упреждающее планирование.
Если же внешняя среда не контролируется полностью, то сложно предусмотреть положение дел в полно картине и предугадать развитие ситуации. Так, например, обстоят дела при прогнозировании борьбы с новыми конкурентами и поиск новых потребителей.
При отсутствии же контроля над внешней средой, проблемы планирования практически невозможно структурировать и системно описать. При таком подходе, описание каждой проблемы сводится к огромному количеству параметров, что неимоверно усложняет процесс принятия решений по каждой проблеме, а значит и ее решение.
При положении дел, когда нельзя полностью или частично контролировать внешнюю среду, лучшим вариантом будет принятие решений оперативно изменению ситуации. Бизнес план относится к редким документам планирования, которые представляются не только руководству организации или ее собственникам. Кроме выгод для самой организации, в нем предусматривается выгода для заинтересованных лиц. Даже больше, сама структура и содержание бизнес плана рассчитаны на то, что бы создать как можно больше этих «заинтересованных лиц», и как можно подробнее описать выгоду для будущих «заинтересованных лиц» от сотрудничества. Заинтересованными лицами могут быть не только инвесторы и кредиторы, а еще и поставщики (расширить бизнес для них неплохая перспектива), потребители (предложение получить лучший товар или лучшее предложение на уже известный товар заинтересует их).
Из прочих документов, относящихся к планированию, ближе всего к бизнес плану по содержанию технико-экономическое обоснование (ТЭО). Основная разница между этими документами заключается в том, что технико-экономическое обоснование направлено, большей частью, на производственную часть бизнеса (различные технические показатели и так далее). Так же, основная часть ТЭО направлена на рост и расширение производства за счет внутренних источников и скрытых возможностей, нося, по сути, рационализаторский характер. Исходя из специфики бизнес плана, а это направленность на внешние источники финансирования, он вытесняет из практики ТЭО, так как внешние источники финансирования дешевле и предпочтительнее собственных.
Бизнес план имеет много общего и со стратегическим планированием. Они оба охватывают значительный отрезок времени (3-5 лет иногда и больше), но имеется и ряд различий.
- Одно направленность бизнес плана. Стратегические план более широко охватывает деятельность организации. Как правило, это не только организационно-финансовый
- Ограниченность во времени. Если для стратегического плана положительным результатом является пересмотр, уточнение и дополнение, то произведя те же действия с итогами выполнения бизнес плана финансирования можно лишиться полностью. Бизнес план имеет четкие границы во времени. Для инвесторов и кредиторов это срок знаменует время получения прибыли, процентов по кредиту и прочей выгоды. Им нет нужды дополнять исполнение этого плана разнообразными элементами, и уж тем более растягивать его во времени.
- Функциональная направленность. Стратегическое планирование направлено на разработку цели бизнес план же основывается на функциональных составляющих (производство, маркетинг).
Иногда бывает так, что бизнес план является частью большего, инвестиционного проекта. Это удобно при разработке такого крупного проекта. Потому как исследования на каждом этапе нужно систематизировать и обобщать иначе не будет, видна общая картина. Таким итогом к работе над определенным разделом (направлением) инвестиционного проекта и будет бизнес план.
По сути, при разработке небольшого инвестиционного проекта, когда расчет не обременен большими сроками, многоотраслевостью вложений и гигантских инвестиций, бизнес план может вообще заменить его. Так же на практике встречаются случаи, когда результаты внедрения инвестиционного проекта включаются в бизнес план. Исходя из рассмотренного выше, бизнес план и инвестиционный проект могут быть схожи по своей структуре, особенно в разделах обоснования необходимости вложений капитала.
дата публикации: 03.03.2012 |
автор: Марк Армаков, редакция ProBP.ru
|
|